поисковый отряд

авторизация

Экспедиция на остров Соммерс

 

Он не видимый в масштабе               всей России…                          

Он земли родной истерзанный клочок…

 

 (С) Виктор Гариков 2004.

 

  Историческая справка.

 

   Строки из песни о Невском Пятачке абсолютно точно подходят для этого небольшого каменистого клочка суши, посреди Финского залива. Битва за маленький островок Соммерс имела важное стратегическое значение для контроля над морскими коммуникациями финского залива. Обладание этим островом позволило бы нашим кораблям и подводным лодкам существенно расширить оперативный простор. А финны наоборот, могли контролировать большую территорию, сдерживая действия КБФ. Значение битвы было таково, что за этой операцией с нашей стороны следил лично т. Жданов, а с финской стороны лично маршал Маннергейм. И оба вечером, почти одновременно, в самый драматический период битвы, в районе 17 часов 8 июля 1942 г. отдали приказы любой ценой взять и соответственно любой ценой удержать остров. Что бы понять масштаб сражения, надо знать, что в битве приняли участие с нашей стороны 72 боевых катера, 8 боевых кораблей и до 100 самолетов. С финской стороны учувствовало 15 боевых катеров, 3 вспомогательных судна и 10 боевых кораблей, в том числе немецких, и до 50 самолетов. Битва за остров Соммерс, до сих пор является у финнов одной из самых значимых побед на море.  Не смотря на то, что морские пехотинцы все 258 человек десанта были добровольцы с боевым опытом с очень опытными командирами, многие из которых были орденоносцы, битва за остров обошлась нам потерей 350-358 человек всех родов войск. Почти все погибшие и попавшие в плен в результате операции до сих пор числятся пропавшими без вести. Пришло время исправить эту ошибку…

 

 

    Середина июня 2014 года. Очередной звонок на сотовый. Звонит Саша Скробач. – Илюха, собирайся, едем на остров Соммерс в конце июля! Русское Географическое общество (РГО) и Поисковое Движение России (ПДР) организуют масштабные экспедиции на богом забытые острова в Финском заливе, где в годы Великой Отечественной войны были бои, про которые знают только узкие специалисты-историки. Задача: не только уточнить исторические события по факту поисковых работ, но и  найти не перенесенные на большую землю захоронения.  Месяц пролетел в подготовке документов в погранзону и разрешений на поисковые работы. Изучали всю доступную информацию об островах. Сильно помог журнал «Военная Археология» №3 за 2014 г., в котором Артем Хуторской, в статье «Забытые острова финского залива» очень интересно описал и проиллюстрировал экспедицию на острова в мае этого года. Конечно Соммерс это Вам не Большой Тютерс, весь усеянный военной техникой, но тем интереснее и почетнее будет найти следы войны на этом островке. Много раз созванивались для координации подготовительных работ с представителем РГО в г. Санкт-Петербурге Власовым Александром и с ответственным секретарем Еленой Цунаевой. Закупили продукты. Большую часть которых оплатили организаторы экспедиции. Приехали собираться на нашу базу, в музей «Военной Археологии», который сейчас расположен на набережной  большой Невки у стадиона «Петровский», на территории бывшего завода «Экострой». Вытаскиваем изо всех углов  поисковую аппаратуру и снаряжение. Кроме лопат, по совету представителя РГО из Москвы Артема Хуторского  вооружились киркой. Он нам  рассказал, что там одни камни. Даже альпинистское снаряжение прихватили с собой, так как часть юго-восточного берега представляет из себя почти отвесную скалу, высотой около 15 метров, к которой с воды подойти не всегда возможно. Пока паковали и таскали в одно место рюкзаки и коробки, глядим и сильно удивляемся, увидев, что у одного из речных трамвайчиков, вытащенный плавкраном на берег для краткосрочного ремонта и стоящим прямо рядом с нами, на корме красуется имя «Соммерс». Видимо это знак свыше, что экспедиция будет удачной.

 День первый - понедельник.

 Вот наконец и 21 июля, понедельник. 5:30 утра. Грузимся на Петровской косе, на территории бывшего яхт-клуба. Перетаскиваем рюкзаки на небольшое серое суденышко, похожее на катер-гидрограф.

Круглая, белая наклейка, с бывалым кашалотом на рубке гласит: Экспедиционное судно РК-625.

 

 

 Забиваем бесчисленной поклажей трюмы. Пока таскаем рюкзаки и сумки, телевизионщики из программы «Моя планета» снимают всяческий репортажный материал.

 

Наконец в семь утра отходим от берега. Катер чем-то, дзинькая и глухо постукивая, в утробе, отваливает кормой от причальной стенки. Сделав круг для кадра телевизионщиков, оставшихся специально для съемки на пирсе, подплываем обратно к стоянке, забираем их. Теперь наш курс в открытый залив.

 

Справа проплывает мрачный каркас строящегося стадиона на Крестовском острове.

А вот и Кронштадт.

 Слева трех ярусный форт «Александр», он же «Чумной», закопченные сверху до низу до черна стены, напоминающие о съемках фильма «Порох» в 1987 г. Ленфильмовцы, тогда, запалили форт для придания антуражного вида сцене. До сих пор гарь так и не смыло дождями.   Справа по борту, рядом с фортом Кроншлот, стоят два новеньких светло-серых корвета новейшей постройки и два противолодочных катера.

На гранитных причальных стенах станции размагничивания кораблей нанесены огромные, метра в три высотой,  белые цифры пеленга для установки морских компасов.

На подступах к дамбе вода становится желто-мутной. Подходим к форту «Константин» и швартуемся у вновь открытого, первого в России, пограничного перехода для маломерных судов и яхт, что бы пройти пограничный контроль. Отдали документы приветливой пограничнице. Интереса никакого пограничники к нам не проявили, забрав копии документов на изучение.

    С погодой нам явно повезло. Легкий ветер. Солнечно. Небольшая качка. Греет теплая, стальная, свежее покрашенная, серая палуба. Под ногами что-то ощутимо стучит и вибрирует. Капитан Андрей рассказал, что недавно, на его четырех лопастной винт намоталась веревка и ранее с трудом приваренная половинка бронзовой лопасти, оторвалась. Хотя её приваривали, используя кусок бронзового винта от поднятого немецкого катера, так - как наша отечественная бронза не желала свариваться. В общем, пришлось болгаркой отпилить половинку второй лопасти, для симметрии. Но винт все равно, сильно «колбасит». На корме звук такой, как будто скорый поезд, проходя ходом,  грохочет на стрелках. Поэтому максимально комфортная  скорость хода семь узлов. До Соммерса таким ходом идти нам не менее 10 часов. Изучаю наш катер. Судя по клейму на крышке заднего трюма, он 1978 года постройки. Почти вся верхняя часть, для лучшей остойчивости, из алюминиевого сплава. Клепанная, как конструкции у самолетов,  рубка. Строился этот рейдовый катер по проекту 1415 «Фламинго», для морских противодиверсионных сил и средств (ПДСС). Мог перевозить в заднем трюме на специальных откидных скамейках до 15 суровых десантников, но сейчас служит вполне мирной цели: доставке групп исследователей на острова. В рубке катера капитан Андрей подправляет миниатюрным джойстиком курс катера. Крутить штурвал по тридцать оборотов в  вправо влево при разных маневрах экипажу надоело, и они своими силами, переделали рулевой привод, установив гидравлику вместо тросов. В крашенной изнутри белой рубке, периодически громко вещают две радиостанции, закрепленные под потолком слева. Переговариваются пограничники с судами и диспетчера.

 На мониторе небольшого ноутбука, стоящего слева от штурвала,  отражается морская карта и положение судна. – Смотри на компьютер! Проходим по правому борту транспорт «Сибирь», погибший во время Таллиннского перехода в 1941 г. Алексей Мухин сообщил, что 20 августа 1941 года транспорт ВТ-514 "Сибирь" (капитан Чугунов) следовал из Таллина в Ленинград, имея на борту 890 раненых и 410 человек эвакуируемых. Судно имело отличительные знаки Красного Креста. Подвергся многочисленным атакам авиации противника. В районе острова Родшер судно получило тяжелые повреждения в машинном отделении и загорелось. С помощью кораблей охранения на остров Гогланд было перевезено около 900 человек, в т.ч. 690 раненых. Во время налетов погибли двести раненых и девять членов экипажа. Спасательное судно "Сигнал" взяло на буксир поврежденных теплоход, который к тому времени уже имел крен 30°, и повело его в Кронштадт. В 23ч.40м., после очередной атаки авиации, "Сибирь" затонула в районе острова Сескар в точке 60°02'СШ 28°17'ВД. Андрей показывает на мониторе отметку с местом утонувшего судна. Глубина около 20 метров. Становится как-то не по себе, представив, как в этом месте тонул гражданский теплоход с людьми. Выхожу из рубки на палубу. Телевизионщики в это время  не сидят без дела. Снимают с разных ракурсов, коллектив, волны и сам катер. Что бы экшен - камеру поднести поближе к поверхности воды, её скотчем  привязали к лопате «Фискарс».

Для кадра заставили поднимать и опускать с помощью ручной лебедки мачту катера, на которой вертикально висели три фонаря: два красных и по середине белый. Что, по морскому означает: судно имеет ограниченные возможности маневра. Женя Ротарь, щелкает своей модной фотокамерой направо и налево. Он у нас занимается репортажной съемкой. Через несколько часов хода слева по борту, посреди залива, десятая якорная стоянка.

На якорях стоит семь танкеров, разных цветов и размеров, ожидающих команды на загрузку в порту Усть-Луга. Движение в этом месте залива – как на Невском проспекте.

Нас регулярно обгоняют разные пассажирские теплоходы, танкеры  и сухогрузы.

От одного особо матерого, морского класса, до нас докатилась волна и так качнуло, что один из деревянных ящиков с запчастями от катера выкинуло  за борт и в секунду полураскрытый серый ящик скрылся под волнами, и чудом не вывалилась за борт 300 литровая пластиковая емкость с водой. Телевизионщики кинулись собирать и упаковывать различную видео аппаратуру, вальяжно разложенную на крыше моторного отделения. Во избежании. Как говориться.

Вот и Соммерс.

Совершенно необитаемый остров. Все скопились на носу катера с нетерпением ожидая прибытия. На подступах у острова Малый Соммерс (микро пятачок из гранита) торчит нос сухогруза, напоровшегося на остров в 50-е гг. Груз судна – бочки с маслом расплылись по заливу.

Наш катер  заходит в одну из бухт Соммерса. Дизель В-12 стал замедлять обороты, потом отработал винтом назад и катер ткнулся носом в полуразрушенный бетонный парапет  у какой то белой кирпичной будки.

 Удерживая вращением винта, катер у берега, начинаем выгружать бесчисленную поклажу. Встав по цепочке, передаем на берег экспедиционное оборудование и продукты.

 

Дав прощальную сирену коллеги, помахали нам руками и отбыли на Большой Тютерс.

    Контрольное время - смотрю на часы. Шли до острова одиннадцать с половиной часов. Собираем расползшихся по острову участников, что бы провести быстрое совещание группы. Нас восемь человек: три военных корреспондента телевидения ВГТРК только, что вернувшиеся из Донецка: Александр Сладков, Игорь Уклеин и Владимир Рыбаков, военные историки Алексей Мухин и Александр Скробач, он же по совместительству ещё и поисковик из объединения «Святой Георгий» и поисковики из объединения «Северо-Запад»: Ротарь Евгений, Ирина и Илья Дюринские. – Ну что, где поселимся? У кого какое мнение?

 

Предлагаю исследовать бывшую трех этажную казарму пограничников из белого силикатного кирпича. - Так, внимание! это командир экспедиции Саша Скробач вернулся из разведки и командует: - Перетаскиваем вещи на второй этаж! Носим нашу поклажу через центральную парадную.

В казарме беспорядок. Все шкафы нараспашку, валяются на полу детали и оборудование, документация и всякий мусор. Обходим и фотографируем помещения.

Вот на третьем этаже помещение № 5 «Комната Досуга».

Стоят лакированные светло-желтые парты, как в учебном классе. Задняя стена класса украшена плакатом с матросом смотрящим в морскую даль в бинокль, рядом с полосатым красно-зеленым пограничным столбом.

Внизу крупная надпись: «Границы России священны и не прикосновенны».  Рядом с плакатом мини-коллаж на военную тему.

 

Насыпана галька, лежит колючая проволока, гильзы и осколки. А на заднем плане картина, «Битва за остров Соммерс», написанная каким-то местным умельцем акварельными красками  на ватмане. Ватман от сырости весь покоробился. Надо обязательно спасти этот шедевр. Ведь пограничники то же чтили память героев-моряков.

На втором этаже, на лестничной площадке, на белой крашеной двери, очередная красная, обернутая жесткой прозрачной пленкой, табличка с надписью: «№ 15. Спальное помещение». Это то, что нам надо. Самое приличное из всех. И главное, что название соответствует. Выбираем для проживания это бывшее расположение для солдат-пограничников, подметаем и моем пол.

Приносим из других помещений кровати, столы и стулья. Благо мебели в казарме с избытком. 

Теперь надо провести электрификацию. Без света жить скучно и не интересно. Потолочные лампы дневного светам выглядят вполне работоспособными. Ищу, где бы их запитать. Единственное место - это распределительная коробка под потолком. Приходится тянутся  под потолок и разъединять скрутки, что бы, не подавать напряжение на весь этаж. Присоединяем на скрутку провода, позаимствованные от местных утюгов из каптерки.

Подключаемся через длинный оранжевый удлинитель к генератору, в виде большого красного пластмассового чемодана, предусмотрительно вынесенному на улицу, что бы не было слышно его тарахтение. Дергаю стартер. О! Шайтан!  Лампа на потолке заработала! С генератором это обще отдельная история. Отрядный  генератор незадолго перед поездкой коварно «дал дуба». От старости он «хватил клина», а без генератора современному человеку тяжко. Бесчисленные камеры, фонарики, телефоны и компьютеры, все требуют зарядки. А нам без электричества почти неделю сидеть. Выручил, уже не в первый раз, Сергей Владимирович Харлантьев.  За что ему отдельное спасибо. Сергей уже давно помогает поисковикам. Несмотря на свою постоянную загруженность, он и сам иногда выбирается в лес на поисковые работы. В общем на нашем необитаемом острове стало вполне комфортно и даже по домашнему уютно.

 

Идем осматривать казарму.

 

Вот был радиолокационный пост.

 

 

 

 

На складе вещевого имущества до сих пор висят морские шинели, на полу валяются утюги и ботинки.

 

Автоматов в оружейке не оставили. Только пару гранатных подсумков...

 

 

В канцелярии любопытные пытались заглянуть в сейфы. Впрочем без особого фанатизма.

Гостиница оказалась громким названием.

На самом деле комнатушка метров десять квадратных с одной кроватью.

 

Помещения солдатской столовой.

 

 КТО В ПОЛЕ С ПЛУГОМ ХОДОК - ТОТ И ЗА СТОЛОМ ЕДОК!

 

 

 Склад.

 

 

Идем на разведку к колодцу, про который мы узнали из отчета РГО. Рядом с домом маячника,  действительно обнаруживаем действующий колодец,  с вполне питьевой водой. Или не питьевой. Бульк! Это ведро зачерпнуло воду внутри бетонных колец колодца. Поднимаю ведро за веревку. Вода вполне приличного вида. Не пахнет. Пробую на вкус. Вполне питьевая. По крайней мере будем надеяться. Через полчаса, я думаю, это прояснится. В самом доме входная дверь нараспашку, висит только на одной верхней петле. Миленький деревянный домик. Поднимаемся на крыльцо. В комнатах живут птицы. В коридоре висит рабочая одежда. На кухне к поржавевшей газовой плите подключен 50-ти литровый газовый баллон. Практически полный газа. Возможно пригодится кому-нибудь в дальнейшем,  в трудный момент. Ну а мы обжились и готовим ужин на туристских газовых плитках. Наконец – то  можно отдохнуть и перевести дух. Какая красота! Полный кайф. Свет, вода, еда, погода, природа! Признаться такого комфорта никто не ожидал. До темноты есть ещё несколько часов. Осматриваем окрестности.

На острове хозяйничают чайки и бакланы. Все камни покрыты их белыми отметинами. На всякий случай они дружно перелетели на дальнюю часть острова и теперь там, на камнях, орут как потерпевшие.

Сами камни, особенно в прибрежной части, как только намокнут, становятся скользкими, как будто обледенели или густо обмазаны мылом. Поэтому подходить к воде здесь надо с особой осторожностью, что бы не навернуться и не ударится о камни. Песчаных пляжей на острове нет. Впрочем, леса нет тоже.

Хотя, пардон. Деревья есть.

Оглядываясь с самой высокой точки острова, на которой стоит маяк, у бывшего финского дома насчитал целых 20 деревьев. По местным понятиям целый лес.

Учитывая, что остальное почти всё голое. Поражает разнообразие растительности. стелющийся Можжевельник, вереск, брусника, земляника, черника, куча всяких полевых цветов.

На острове растут осинки и березки и есть даже настоящая сосна, высотой аж в рост человека.

Переполненные эмоциями засыпаем только под утро.

 

День второй - вторник.

      Позавтракав, собираемся обследовать остров. По сегодняшнему плану, нас интересует береговая линия. Наша задача, имея финские, советские данные и исторические фотографии определить  места высадки и сражения десантников.

Наши военные историки Мухин Алексей и Саша Скробач вооруженные архивной информацией и рукописью их собственной книги «Бои за остров Соммерс» ведут нас на возможное место высадки.

По дороге мы находим наполовину замытые в береговую гальку остатки двигателя ГАМ-34 и два ржавых и кривых трехметровых гребных вала. Двигатель расколот.

По сути от него остался один коленвал с шатунами. Сиротливо, во все стороны торчат окислившиеся недорасколотые поршни. Это место, где финны вытащили для разборки наш подбитый сторожевой катер Малый Охотник с бортовым номером 306. Его нос, торчащий из воды, есть на архивных фотографиях. Обсуждаем, где могут находиться остатки других подбитых катеров. Алексей зачитывает архивные данные. Стоим на каменистом пляже и видим - к нам летит бело-синий вертолет МИ-8.

Снижается над вертолетной площадкой у казармы. Садится. Медленно, на ротации останавливается винт.  Из него вылезло несколько человек и выгружают на землю ящики и какие-то белые пластиковые тарелки.

Это прибыли монтажники для установки на башню с локатором ФСБ-шной аппаратуры слежения в режиме реального времени. Знакомимся. Парни прибыли на три дня, с намерением поработать и отдохнуть, после чего вертолет заберет их обратно. Остров временно перестал быть необитаемым. Пограничники ушли с острова в 2008 году. Их заменил удаленный автоматизированный пост связи и наблюдения с позывным «Разлив» – установленный на похожей на маяк, красно-белой башне, с вращающимся на вершине плоским, как доска, локатором, работающая как в интересах организации «Росморпорта» так и пограничной службы ФСБ России.

- Это многофункциональная радиобашня региональной системы управления движением судов (СУДС) в акватории Финского залива. Просвещает нас один из монтажников. Высота 72 метра. Прямо как название фильма про подводников.

Башня в процессе строительства.

Остров на снимке из космоса в период с 2000 г. до 2005 г.

 

Башня разработана проектным институтом «Ленпроектстальконструкция», введена в строй в июне 2005 года. Оборудование башни работает от дизельгенераторов в автоматическом режиме. Две цистерны солярки обеспечивают её работой на год. Раз в году на остров прибывают специалисты, что бы заправить цистерны и провести обслуживание.

Лестница в 25 пролетов. В нижней части башни негромко рокочут генераторы. 

Что-то не видать пограничников. Нет, все нормально. Вот и они, легки на помине.

К нам идет небольшой пограничный катер. Швартуется на подступах к острову. Прибывает группа ФСБ-шников на резиновой лодке с мотором. Видимо, проклиная все на свете, карабкаются к нам по полуразвалившемуся и обгаженному Г-образному пирсу балансируя на голых железных швеллерах. Старший группы представляется: - Капитан второго ранга Щепочкин. Прошу предъявить документы. Связываются по рации со своими коллегами, сверяя списки и паспортные данные. Наконец, все проверено, проблем нет. Через полчаса, отказавшись от наваристого борща,  пограничники отбывают,  желая нам удачи. На бывшем пограничном флагштоке, Рядом с казармой мини-плац, выложенный небольшими бетонными плитами. На почетном месте установлен пограничный столб, с оторванной табличкой, на которой когда то был герб СССР, а позже России. Рядом стоит железный флагшток. На нем даже есть бечевка для поднятия флага, но наверху она соскочила с ролика и заклинилась. - Давай починим механизм и поднимем флаг экспедиции, предлагаю я. Женя проворно забирается на флагшток и пытается расклинить веревку. Через пять минут все готово.  Иду за флагом.

Крепко привязываю маленькими веревочками, что бы не оторвало ветром. Торжественно поднимаю защитного цвета флаг нашего объединения с красной звездой, георгиевской лентой и надписью «Северо-Запад»

    Выдвигаемся на обследование прибрежной части острова. Через пол дня обнаруживаем остатки от днища и мелкие части двигателя от торпедного  катера ГК-5 № 121. Возвращаемся в казарму на обед. Ирина занимается приготовлением обедов и ужинов и кормит нас каждый день всеразличными вкусностями: борщами, картошкой, салатами, компотами.

 

    Вторую половину дня посвятили задаче выяснить, непосредственно на местности, где в юго-восточной части острова высаживалась вторая группа десанта, где утонуло 30-35 человек и пулемет «Максим». Долго прыгали по камням, обследовали расщелины, сверялись с картами и аэрофотосъемками.

Вот они скалы в северо-восточной оконечности, на которые пытались высадиться десантники в трех бальное волнение.

Камни в полосе прибоя все идеально обкатаны штормами, отполированы льдом. Покрыты тонким, почти незаметным глазу слоем сине-зеленых водорослей, которые живут в сухом виде, ожидая, когда  штормовые волны принесут им живительную влагу. Но стоит попасть на них воде, все, амба - ноги разъезжаются. Не ходить, не выбраться из воды без посторонней помощи при волнении почти не возможно.   

Скользкие прибрежные камни сыграли свою злую роль при высадке десанта на скалистый юго-восточный берег. Становится понятно, почему при высадке утопили большинство станковых пулеметов «Максим». А ещё  все десантники были нагружены оружием и боеприпасами. К тому же их обстреливали с минометов, пушек и пулеметов весь финский гарнизон острова в 93 человека с суши, и финские канонерские лодки с моря.

На гранитных скалах до сих пор видны следы от разрывов снарядов.  

В тот день были волнение силой три балла – это высота волны до 0.75 м. С масками и в ластах Женя и Саша обследуют подводную прибрежную часть места высадки десанта. Ищем предметы имеющие отношение к десанту, что бы выяснить место высадки и уточнить историю происходивших здесь событий.

Алексей сверяет наши и финские данные по потерям в людях и оружии. Сколько захватили финны пулеметов Максима. Вроде два. Значит, остальные восемь были утоплены при высадке. И немудрено. Вес Максима в сборе 70 кг, если даже снять тело пулемета со станка, то по отдельности все равно каждая часть весит более 30 кг.

 

       

Женя вынырнул и достал из под воды шести килограммовое бронзовое кольцевое крепление реверсивного редуктора. Через некоторое время нашел остатки оптического прибора, мелкие части от двигателя. Следы самих десантников пока не попались. Мешают искать ещё светло-зеленые водоросли, которые как ковровое длинношерстное покрытие плотно укрывает все дно у прибрежной части. Кругом шныряют мальки и прозрачные креветки. Вода прогрелась до 20-22 градусов. Потом нашли ещё несколько предметов: бронзовый вентиль с обломанной медной трубой, мелкие фрагменты двигателя.

Торпедный катер Г-5

У наших историков возникает дискуссия на тему как именно подходил к берегу торпедный катер Г-5. Алексей читает в документах, что при отходе после высадки десанта, торпедный катер вылетел на берег, так как муфта заднего хода левого двигателя была включена назад, а правого вперед. Пытаемся понять, как именно это выглядело исходя из увиденной расщелины, где был утоплен катер. Мог ли он зацепится за камень посредине маленькой бухты,  в которой плавали с маской Саша и Женя. Какой при этом был ветер? Алексей тут же зачитывает, что северный и волнение 3 балла, соответственно были проблемы с подходом к берегу.

  И почему остатки этого катера лежат в другой части острова? Пришли к выводу, что финны после войны перетащили остатки катеров в более удобное место для вытаскивания на берег и последующей разделки на вторсырье.

 Третий день – среда.

   В среду после завтрака, вооружившись финскими военными фотографиями, отправляемся на поиск братской могилы.

Пол дня занимались привязкой к местности по военной финской фотографии. Прикидывали и так и этак. Ориентировались по конфигурации камней и расположению финских столбов и сарая для лодочных принадлежностей. Сейчас их конечно нет. Поэтому искали в скалах выдолбленные лунки для установки столбов. Определили предположительно место, с помощью кирки и лопат начали долбать ямы в гальке. Из оргстекла, найденного на третьем этаже в локаторном посту, изготавливаем специальный планшет, процарапывая с помощью кончика ножа  основные контуры фотографии. Что бы прямо сквозь оргстекло накладывать контур фотографии на местность. Чем и занялись после обеда. Алексей Мухин, к этому времени уже выдолбил в каменной осыпи из булыжников яму глубиной около метра. Ради копания ямы, даже отказался идти на обед и нещадно обгорел на солнце. Абрис на оргстекле позволил более точно определить возможное расположение братской могилы.

Расставляли вешки в месте где стоял лодочный сарай

и столбы телефонной связи.

 

Решено было копать ещё одну яму в камнях рядом, в полутора метрах.

Работали так: один киркой разрыхлял камни, после чего крупные камни выкидывали руками, а мелочь выкидывалась лопатой.

Загребая с размаху камни, от калёной лопаты стоял такой звон, что было трудно между собой разговаривать. Группа военных корреспондентов на жаре, обливаясь потом, снимала процесс. Володя и Игорь, по очереди таскали на плече тяжеленую камеру и треногу к ней. Игорь присоединился к нам и с киркой, а потом и с лопатой в руках помогал нам как мог.  Каторжная работа продолжалась до вечера и тут Алексею попалась маленькая косточка-фаланга от человеческого пальца. Рядом была найдена сгнившая стальная гильза от трехлинейки.

С утроенной энергией стали срывать перемычку между ямами и через два часа ямы превратились в «окоп для стрельбы с лошади стоя». Однако, больше ничего не нашлось. Было ясно, что мы где-то совсем рядом. Но где? Братское захоронение не может быть маленькой и ее трудно потерять. Более тщательно изучая замусоренную пограничниками территорию галечного перешейка, обнаружили четыре сгнившие солдатские кружки с надписью ЛМЗ (Лысьевский Металлический Завод), горлышко от советской довоенной фляжки и несколько скрюченных и ссохшихся от времени ботинок, подозрительно похожих на морские ботинки времен войны.

На прибрежной части, под кучей современного металлического мусора обнаружили куски от военного катера.

Скоростные винты сделанные из стали. Видно, что сделан в военное время. Два мощных рулевых вала. Деревянный корпус.

Саша Скробач предположил, что это остатки от немецкого прибрежного минного заградителя  "КМ"  Кустен Миненлегер  (KustenMinenleger).

  Рядом с ним лежали предметы явно сопутствующие десанту: вскрытый цинк от патронов к трехлинейке с тяжелыми пулями обр. 1930 г. (на крышке была желтая полоса), крышка от цинка к гранатам РГД-33 и вкладыш в цинковый ящик с запалами Кавешникова к гранатам-лимонкам Ф-1. Обнаружили две телефонных катушки без кабеля. Маловероятно, что это бросили послевоенные пограничники, так как все найденные предметы были довоенного выпуска (кроме одной телефонной катушки выпуска 1942г.).  Обалдев от борьбы с камнями на палящем солнце, бредем «Домой» в казарму на ужин. Завтра будем продолжать с утра углублять и расширять яму.

 

День четвертый - четверг.

 

   Продолжаем расширять яму в каменном перешейке.

На этот раз обратили внимание, что рядом с развороченной нами  ямой лежит кучка кирпичей. В радиусе 50-ти метров никаких других кирпичей нет.

Возникло предположение, что возможно этими кирпичами наши солдаты или пограничники  облагородили захоронение. С утроенной энергией расширяем и углубляем яму. Ничего. Никаких признаков. Возникает ступор. Не может быть, что бы финны поставили крест и написали «Здесь похоронены 128 десантников высадившихся на остров 8 июля 1942 г.» просто так. Начинаем внимательно изучать местность вокруг нашей ямы. В метре обнаруживаем подозрительно ровное, заросшее травой место. Женя выкапывает пару контрольных шурфов и обнаруживает бывшую яму, так же выкопанную в камнях,  засыпанную смесью золы и опилок. Возникло предположение, что это и есть искомое место.

Возможно, братскую могилу перенесли, а в яму засыпали золу и опилки, что бы их не раздувало ветром. А косточка от пальца осталась на поверхности и со временем провалилась сквозь камни на глубину 20 см. Значит, велика вероятность, что тела солдат перенесли в 50-е годы на Братское кладбище воинов РККА и моряков-балтийцев в Сосновом Бору. Сюда перенесли прах военных моряков, погибших в боях за Ленинград в 1941–1945 годах на островах Финского залива: Гогланд, Соммерс, Нерва, Большой и Малый Тютерс. Но это предстоит проверить в военкоматах и архивах.

 

    Вторую половину дня решили посвятить подводному обследованию предполагаемого места гибели торпедного катера Д-3 № 22 подвозившего десантникам боеприпасы и радиостанцию. На берегу в скалах обнаружили стальные шпангоуты от катера. Один из них финны использовали для строительства своего дота в 1943 г. Обследуем подводную часть берега.

Прямо у скалистого берега начинаются глубокие расщелины глубиной 4-5 метров.

В них и удалось обнаружить части от катера: два гребных вала, остатки деревянной обшивки, россыпь скрюченных темно-желтых латунных шурупов и белых алюминиевых заклепок, гильзы от 45-мм пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК, гильзу от 20 мм. пушки ШВАК, патроны для пистолетов ТТ и винтовок Мосина.

Все находки помяты и поцарапаны об камни, валы погнуты.

Алексей вытаскивает на берег один из гребных валов катера.

Некоторые мелкие предметы найденный в мрачных расщелинах приходилось выковыривать из щелей импровизированной монтажкой. Штормами и льдом, даже на глубине, они как молотком забиты в щели под камнями.

Некоторые части катеров так и не удалось поднять на поверхность, так как их на глубине придавило огромными валунами в несколько обхватов. Страшная сила эти осенние и зимние шторма. Видимо все, что не попало в расщелины, утащено штормами на глубину.

Камень фигурирующий на архивных фотографиях.

Собственно вот и он на заднем плане. Сфотографирован с другой стороны.

Эх - надо в будущем проводить полноценную подводную экспедицию. Женя плывет к берегу с очередными мелкими частями катера: какие-то медные трубочки, стальные уголки, провода в свинцовой изоляции. Пытается выбраться на берег с экспонатами. Не тут-то было. Проклятые водоросли и легкое волнение мешают.

Забираем у него находки. Саша Скробач, изощренно ругаясь, держится рукой за локоть. Он уже два раза грохнулся на камни, пока выходил из воды. Фотографируем найденные артефакты. Делаем вывод, что это последний из трех погибших в 1942 г. у самого берега катеров.

    У острова всего было потоплено 8 катеров в 1942 году (один типа МО, пять торпедных катеров типа Г-5, один торпедный катер типа Д-3 и один типа Ш-4) и 3 торпедных катера типа Г-5 осенью 1941 года. Большинство из них лежит до сих пор на дне у острова.

 

Под водой в расщелине торчит какая-то медная коробчатая труба.

А вот загадочный предмет вблизи, похожий на приемник от Максима, среди мальков и Балтийских креветок.

Отдельные части торпедного катера Д-3 № 22, поднятые из-под воды.

  

 Остатки гребных валов, с бронзовой втулкой.

 Во время ужина всем коллективом обсуждали, как современная Российская армия справилась бы с такой задачей по захвату и удержанию скалистого острова Соммерс. Если бы реально провести учения современных противодиверсионных сил и средств, морской пехоты и других морских сил не на ровном галечном или песчаном пляже, при отсутствии волнения, а в условиях аналогичных тем, что были в 1942 г.? Военный корреспондент Александр Сладков, позвонил по этому поводу знакомым в Генштабе, с предложением обсудить среди военных эту идею.

В спальном помещении казармы, на столе покрытым вместо скатерти зеленым дождевым плащом, устроили импровизированный музей из находок.

На стену над ним укрепили картину местных пограничников.

 

А вот и место, с которого художник рисовал картину "Битва за остров Соммерс"

 

День пятый - пятница.

 

Обследуем остров.

Наши историки Александр и Алексей наносят на схему выявленные военные сооружения.

Фиксируют их координаты, фотографируют.

Фортификационных сооружений на острове очень много.

На гладкой скале выцарапана (штыком что-ли?) дата 13-III/40.

Видимо наш красноармеец увековечил, таким образом, окончание «Зимней войны».

Финны в свою очередь каллиграфическим подчерком написали на не застывшем ещё бетоне, построенном ими пирса дату «27.07.1943» и сокращенное название воинского подразделения, видимо строившего пирс. Везде понастроены пулеметные гнезда,  ДОТы из камней скрепленных бетоном к ним подходят  траншеи из гранита. У одного из ДОТов военный корреспондент Игорь нашел переднюю сдвоенную ногу от пулеметного станка к МГ-08/15.

Посередине острова, прямо у маяка, построен настоящий бетонный двух этажный ДОТ с бронеколпаком. На ДОТе, после войны, пограничники построили наблюдательный пост из белого  кирпича.

На северной оконечности острова из бетона построена батарея на два орудия, на месте недостроенной в годы первой мировой (тогда удалось построить только основания) береговой орудийной  батареи для 120 мм. пушек Виккерс.  Наши историки определили это по 22 болтам торчащим кругом из бетона. А прямо под маяком, в скале, вырублена огромная Г-образная пещера. Весь остров по периметру опутан колючей проволокой.

 

Вдоль берега по периметру острова лежит ржавая, полусгнившая колючая проволока.

Это все понастроено финнами после десанта, так как они опасались дальнейших попыток штурма острова.

  Кругом громоздятся живописные кучи металлолома оставленные пограничниками. Все расщелины и откосы вблизи домов заполнены трубами всех сортов и размеров, ящиками, бочками, остатками всеразличной аппаратуры, тросами, кабелями, мачты от антенн и локаторов. Чего только нет.

Остатки пограничного локатора или постановщика помех.

 

 Возможно это был наземный комплекс мощных помех "Пелена-1" 

 

Даже историческая пещера-убежище под маяком, битком набита железом, того и гляди вывихнешь ногу. Практически повсеместно на острове валяются детали от двухтактных дизелей, которые служили дизель-генераторами. 

 

 

 

Сами генераторы стащены к бухте на пляж и брошены.

На шильде одного из них читаю: «Ярославский моторный завод  ЯАЗ 1992 г.».

Видно, что когда то в ожидании погрузки они были заботливо укрыты тентами. Но что-то изменилось в планах.

И не пользованные агрегаты остались в виде части пейзажа. Теперь с них сняты радиаторы, откручены, я так понимаю из любопытства, клапанные крышки.

Ветра от тентов оставили только белые обрывки.

В генераторной у казармы стоит четыре вполне бодрых генератора. Подключена топливная аппаратура, приборы.

Залито масло.

У одного полный бак соляры.

В расходных баках висящих на стене индикатор показывает половину уровня.

Нет только аккумуляторов и злодеи унесли радиаторы в цвет мет. Я думаю, что некоторые из них без проблем заведутся. Генераторы есть ещё в служебном доме маячника.

В различных мастерских и кладовках  громоздятся бесчисленные запчасти для них. Тяжелое чувство возникает, глядя на всю эту бесхозяйственность. Вроде понимаю, на дворе двадцать первый век, импортные дизеля давно заменили морально устаревшие отечественные. Но все равно, в груди что-то щемит. Все-таки на это были потрачены немалые народные деньги.

Вот основное топливохранилище. Судя по стойкому запаху, солярка в нем еще есть.

Шланги для заправки топлива с судна.

Лабиринт топливозаправочных кранов.

Красивое пластиковое ведро с налитой соляркой и воронка.

А это остатки трактора ДТ-75. Когда он сюда попал неизвестно.

На последок ныряем у Г-образного пирса, где по нашим данным с аэрофотосъемки утопили немецкий катер. Прямым попаданием с ИЛ-2.

Но пирс после войны был перестроен.

И остатки катера куда-то оттащили, что бы не мешал причаливать. Опять вспоминаем про акваланг. Для ныряния с аквалангом надо заранее получать разрешение у пограничников. У них все строго. Само нахождение на борту катера аквалангов и прочей нырятельной аппаратуры без соответствующего разрешения, рассматривается пограничниками как провокация. И карается аннулированием разрешения и высылкой обратно в город. В общем, будем готовиться к следующей экспедиции заранее.

 

День шестой - суббота, он же последний.

  

В семь утра, отправляемся к памятной табличке от Русского Географического общества для возложения венка в виде якоря с лентами, на которых написано: «Память погибшим защитникам Отечества от поискового объединения «Северо-Запад» .

Ставим на камни традиционную солдатскую кружку с водкой и хлебом, даём салют фальшфейерами и устанавливаем красный флажок на длинном алюминиевом  шесте, благодаря которому вновь созданный в этом году мини-мемориал теперь видно издалека.

Военные корреспонденты берут интервью у участников экспедиции. С вершины скалы видим наш катер, который идет к острову. Пора на пристань  - грузится. Прощаемся с островом. За время, проведенное здесь мы все сроднились с этим необитаемым островом и уезжать отсюда не хочется. Побыть бы здесь еще дня три. Прощай, Соммерс!

Делаем фотографии на память.

До Питера шли 12 часов. По прибытию нашего катера на пристань нас торжественно встречал по местной корабельной трансляции марш «Прощанье славянки». Экспедиция завершена.

 

Итоги экспедиции:

     Тщательно обследовали весь остров уточнив места боев. Нашли места гибели и остатки всех трех погибших катеров двух торпедных и одного малого Охотника. Торпедные катера ТКА Г-5 №121, ТКА Д-3 № 22 СКА МО № 306 Сторожевой катер Малый Охотник.   Перекопали каменный перешеек где предположительно должна быть братская могила и установили, что останки перенесены. Куда - это отдельный вопрос для исследования. Собрали для музеев исторические артефакты связанные с высадкой десанта. Провели фото и видео фиксацию исторических мест и сооружений. Собран материал для статей и фильма, которые должны привлечь внимание общественности к истории событий на островах в Финском заливе. Ну и выдвинули инициативу,  для министерства обороны о проведении тактических учений по захвату и обороне острова Соммерс современными средствами по условиям 1942 года посредством войск Западного округа или Балтийского флота, что бы проверить насколько успешно могут действовать сегодняшние войска в реальных условиях, а не на показных пляжах для высадки десанта.

 

  А еще надо начинать готовиться уже сейчас к экспедициям следующего года. Подводные работы самые сложные в военной археологии. Надеемся, что Финский залив сможет открыть нам еще много тайн...

  (С) Илья Дюринский 2014.

Фотографии Евгения Ротаря.