авторизация
Музей Военной Археологии
Музей Военной Археологии располагается в небольшом ранее заброшенном помещении на территории судоремонтного завода "Спецтранс". Около трех лет назад поисковикам пришла в голову идея собрать воедино все находки, обнаруженные ими за время существования отряда.
Один из членов отряда работал в то время на судостроительном. Директор завода, человек неравнодушный к истории Великой Отечественной, пошел им навстречу, выделил помещение. Пусть небольшое, но на тот момент и этот вариант казался спасительным.
Первое время музей был пуст. Даже искали, чем можно было бы заполнить пространство, дублировали экспонаты. Но в течение трех лет упорной работы, почти неистощимым потоком, продолжали пребывать интересные находки, которым тут же находилось место в экспозиции музея.
Постепенно расширялась и уличная экспозиция: противотанковые ежи, авиационные двигатели, башни от танков и бронеавтомобилей…
На подходе к музею, в плотном окружении судостроительного металла и катеров, не сразу и заметны эти удивительные экспонаты. Разве что мигом бросается в глаза ГАЗ М-1…
Мое внимание привлек один интересный экспонат, предназначение которого, я понял не сразу. Им оказалась немецкая самоходная мина "Голиаф", с отсутствующей гусеницей и колесами, прикрепляемыми к тележке. Во время войны она подвозилась прямо к месту, выгружалась, и далее управлялась с помощью пульта - ехала по полю, подъезжала к танку и взрывалась.
К большинству уличных экспонатов были прикреплены опознавательные таблички.
Начальник музея, Сергей Малахов, обратил мое внимание на коллекцию авиационных двигателей, самым уникальным из которых стал двигатель от бомбардировщика ДБ-3А с винтом, поднятого из болот Ленинградской области вместе с телом летчика, старшим лейтенантом, Денисенко Демьяном Ананьевичем.
Помимо тела в кабине самолета были найдены планшет с картами Финляндии, ракетница, штурманская линейка, партийный билет Денисенко, и даже собственноручно написанная им автобиография. К большому сожалению, никто из его родственников, так и не откликнулся. Сергей Малахов, рассказал, что в планах музея, при наличии достойного помещения, некоторая переорганизация экспонатов. И под историю бомбардировщика ДБ-3А предполагается выделить целую витрину, на которой будут представлены панели самолета, личные вещи летчика, полетная карта и множество другой интереснейшей информации.
Внутри помещение музея оказалось действительно очень небольшим.
"Места гораздо меньше, чем экспонатов, которые можно было бы здесь выложить", - признался Сергей Малахов.
На одних стенах висели копии фотографий немецкого фотографа Георга Гундлаха, снятые им в 1942 году, и составляющие один большой альбом "Трагедия второй ударной армии"...
Другие стены оказались полностью завешаны оружием: советским и немецким. В отличие от большинства музеев, в музее Военной Археологии заезженное правило "Экспонаты руками не трогать" полностью игнорируется. Экспонаты можно подержать в руках, ознакомиться с ними, составив тем самым полное впечатление, к примеру, о реальных весовых характеристиках того или иного образца стрелкового оружия.
Чрезвычайно интересными мне показались два больших стенда с пропусками, документами и разнообразной агитационной информацией. Их содержание говорит само за себя.
Пропуск на право прохода по блокадному Ленинграду в вечернее и ночное время:
Подписанное обязательство о неразглашении данных о работе НКВД и его органов:
Образцы "смертных" медальонов, ношение, и в первую очередь, заполнение которых среди подавляющего большинства советских солдат, считалось "дурной приметой".
И тут же, рядом, опознавательные значки солдат Вермахта.
Разрешение на круглосуточное хождение по городу Львову:
И снова "ленинградские" пропуска:
Немецкая "агитка" с обращением к советским солдатам, оборонявшим подходы к осажденному городу:
Или к примеру, вот эта довольно любопытная агитационная листовка, ссылающаяся на так называемый "германский приказ под номером 13". С лицевой стороны:
И с обратной:
Возвращаясь к теме переорганизации музея, Сергей Малахов, рассказал, чего именно хотелось бы:"Остальную экспозицию планируем разделить на три тематические группы - советские, немецкие и финские войска. Будем стараться делать так, чтобы можно было подойти, сравнить и понять, чем оно отличалось, какое из вооружений уступало другому и почему…"
Послесловие.
Естественно, все проблемы, касающиеся увеличения места под экспозицию музея, нового помещения, реорганизации и прочего, упираются в банальную нехватку финансирования. Сейчас музей Военной Археологии существует на "голом" энтузиазме представителей поискового объединения "Северо-запад". Уникальность музея, признанная всеми, кто, так или иначе бывал здесь, пока остается без должного внимания со стороны инвесторов. В том числе, вопросом его существованием не особо интересуются и государственные структуры. Что не совсем понятно, учитывая, так называемую, заинтересованность чиновничьего аппарата в увековечивании памяти о героическом подвиге советских солдат в период Великой Отечественной войны.
Уважаемые чиновники, подумайте, прежде всего, о тех детях, которые приезжают сюда на школьные экскурсии, и с искренним восторгом знакомятся с историей той войны, в которую, защищая свою страну, умирали их деды и прадеды. Их подвиг в любом случае достоин того, чтобы последующие поколения знали, помнили и гордились им.
Если эту статью прочитает кто-то из инвесторов, или людей, которым не безразлична дальнейшая судьба этого уникального музея, и захочет помочь объединению "Северо-запад", у меня к Вам большая просьба, сообщите о своем желании на электронный адрес Сергея Малахова: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Если у кого-нибудь просто возникнет желание побывать в музее Военной Археологии и увидеть все эти экспонаты своими глазами, пожалуйста, предварительно отправьте запрос Сергею Малахову на тот же почтовый адрес с указанием желаемой даты посещения: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.